Среда, 22.08.2018, 06:32
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ "Казьмадемьяновская ООШ"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Правовое воспитание

                                                                                                                                                                                         

Закон о защите детей от информации причиняющей вред их здоровью  читать

Закон о защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости читать

Закон о мерах по предупреждению причинения вреда здоровью читать

Закон об административной ответственности читать

О безопасности продукции,предназначенной для детей и подростков читать

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. Начало XXI века знаменует переход России в стадию гражданского общества, правового государства, рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.
В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Это объясняется двумя основными причинами:

  • необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения;
  • степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом.

Изучение в специальной (коррекционной) школе вопросов по правовому образованию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.
Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации юных имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.
Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и непременно оценивает свои действия с точки зрения требований общественного правового сознания. Подростки имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.
Изучать право и осуществлять воспитательную работу по правовому воспитанию в специальной (коррекционной) школе, необходимо начинать с начальных классов, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться как можно раньше. Следует учитывать и тот факт, что уголовная ответственность несовершеннолетних за тяжкие преступления наступает с 14 лет.
В правовом воспитании начальный этап школьного обучения очень важен, когда стихийные правовые знания систематизируются и обобщаются. Поэтому, в коррекционной школе обучение детей «азбуке» общественных норм необходимо проводить уже в 1-м классе, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями. Это позволит подготовить базу для дальнейшего правового воспитания и образования в старших классах.

Содержание правового воспитания

В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник коррекционной школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.
В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.
Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан России.
Работа по правовому воспитанию учащихся коррекционной школы строится по следующим направлениям:

  • Мое общество
  • Ребенок
  • Мои права
  • Мое отечество
  • Моя семья

Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина.
В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор зависит его гражданская позиция.
Социальная роль школьника – нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.
Усложнение происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход в требованиях от регулирования поведения школьника со стороны воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер его сотрудничества с коллективом и учителями.
Выполнение социальной роли всегда связано с определенным самочувствием. В зависимости от того, в какой мере оно подкреплено положительными эмоциями, роль становится желаемой.
Сущность же образования в том, что при достижении определенных нормативных требований, школьник осуществляет свой «рост», получает от этого удовольствие и стремится к сохранению тех способов поведения, которые обеспечивают ему хорошее самочувствие, что особенно важно для детей, живущих и обучающихся в коррекционном образовательном заведении.

Правовое воспитание в школе

Важнейшими задачами школы и каждого классного руководителя, воспитателя являются:

  • ознакомление учащихся с правовыми актами государства;
  • воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;
  • привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
  • усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

Успешная реализация образовательных и воспитательных задач, стоящих перед курсом правового обучения в коррекционной школе, во многом зависит от методической организации учебной работы, определяемой как содержанием самого предмета, так и особенностями познавательной деятельности учащихся.
Вся работа по правовому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья должна строиться на следующих принципах:

  • принцип гуманизации (означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам других людей, любви к окружающей природе, Родине, семье)
  • условно-концентрический принцип (Каждый учебный год имеет свою сквозную тему. Это помогает выстроить цель постепенного перехода детей «из страны детства в мир взрослых», позволяет учить детей жить в ладу с другими людьми и самим собой);
  • принцип интеграции учебных предметов (материал, предлагаемый учащимся тесно связан с чтением, природоведением, изобразительным искусством и т.д.);
  • принцип комплексности (обеспечение соблюдения принципа комплексности направлений развития ребенка таких, как познавательное, художественно-эстетическое, ознакомление с окружающим миром, развитием речи и т.д.);
  • принцип гражданственности.

Ведущей формой организации учебной деятельности в школе по правовому обучению является урок. В соответствии с основными этапами изучения материала определились типы уроков. Подготовка учащихся к восприятию нового материала осуществляется на вводных уроках. Из разнообразных видов уроков сообщения новых знаний наиболее полно отвечают специфике предмета уроки, включающие элементы беседы, в ходе которой осуществляется разбор изучаемых фактов, подведение учащихся к правильному пониманию содержания материала и выводу-обобщению. Этой же цели отвечают и фронтальные беседы на повторительно-обобщающих уроках.
Внеклассная работа составляет органическую часть всей учебно-воспитательной работы школы. Отличительной особенностью этой работы является то, что она не связана жестко регламентированной системой учебных программ, и поэтому способна быстро реагировать на все новое в социальной, культурной, научной жизни. Формы внеклассной работы - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.
Значительная роль в деле формирования нравственных качеств личности подростка отводится детской организации. В организации работы в коррекционной школе следует исходить из концепции Л.С. Выгодского о социальной коррекции личности особенного ребенка. За период существования различных детских организаций определились многообразные формы деятельности учащихся школьного возраста. Это сборы, общешкольные линейки, летние оздоровительные лагеря, походы, военно-спортивные игры. То, что в процессе урока воспринимается как учебный материал, требующий «заучивания», в системе внеклассной работы, облекаясь в игровые формы, становится для учащихся ситуативно оправданной нормой поведения. Понятие о таких моральных качествах, необходимых каждому человеку, как дисциплина, товарищеская взаимопомощь в игре становится для учащихся более доступным, а полученные на уроках знания находят конкретное подкрепление.
Значительная роль в деле правового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы отводится работе школы и общественности с семьей. Процесс воспитания приводит к успеху лишь в том случае, когда он непрерывен и основан на принципе единого педагогического подхода. В разобщенности влияний, в несогласованности методов заключена главная причина многих неудач в воспитании детей и подростков.
Особо важно обеспечить в организации внеучебной деятельности школьников преемственность между школьными и внешкольными методами воспитательной работы. Вся эта деятельность должна быть организована по принципу «школа — центр и организатор воспитательной работы».
Опыт показывает, что наличие знаний у школьников с нарушением интеллекта далеко не всегда обуславливает соответствующее этим знаниям поведение. Поэтому большую роль в осмыслении учащимися прав и обязанностей перед обществом играет развитие правовых знаний. В работе с подростками учителю требуется хорошо разбираться в особенностях личности таких детей и уметь достигать с ними контакта и взаимопонимания.

Направления программы по правовому воспитанию школьников

В наше время с пугающей частотой молвят о подростковой преступности. На наш взор это происходит потому, что дети часто не соображают в силу юности и горячности тяжесть содеянного.
Для этого можно сделать программу по правовому воспитанию несовершеннолетних. Так, к примеру, можно сделать такую программу, куда входит:

  • Организация для школьников старших классов научных кружков правовой направленности
  • Организация в общеобразовательных учреждениях школьных юридических консультации
  • Проведение конкурсов молодых друзей закона на наилучшее знание: государственной символики России; конституционных прав и обязанностей гражданина русской Федерации; прав дитя и др.
  • Создание правовой игры «Обязан и имею право», «Воспитай в себе гражданина», «Мои права» и т.д.
  • Организация мероприятий социальной направленности: благотворительных лотерей, благотворительных концертов, работы по благоустройству территорий, всевозможные акции милосердия.
  • Организация встреч с ветеранами правоохранительных органов раз в год перед профессиональными праздниками
  • Организация «дней открытых дверей» в подразделениях правоохранительных органов, встреч с практическими работниками.
  • Организация детей в защиту экологии, за чистоту села, водоемов и др.
  • Проведение конкурса рисунка по антинаркотической теме посреди школьников старших классов.
  • Организация походов и поездок детей по историческим местам.
  • Организация спортивных мероприятий, посвященных глобальному Дню здоровья и интернациональному Дню защиты детей, спартакиады «Быстрее, выше, сильнее».
  • Беседы: «Я и семья», «Я и сверстники», «Я и школа», «Я и полиция».

Из опыта работы педагогов школы

В нашей школе ежемесячно проводятся заседания Совета Профилактики, где рассматриваются персональные дела учащихся, нарушителей порядка, осуществляется контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся, состоящих на профилактическом учете в школе и в ОДН, рассматриваются конкретные поведенческие ситуации.

В профилактике правонарушений имеет место заседания КДН (комиссии по делам несовершеннолетних).

В плане профилактики правонарушений особое место занимает организация досуговой деятельности, занятость учащихся в секциях и клубах, как в школе, так и вне её. В кружках и секциях занята половина учащихся школы. Учащиеся школы активно вовлекаются во внеклассную досуговую деятельность.

В рамках правового воспитания учащихся проводятся беседы, организуются встречи с работниками правоохранительных органов, а также проводятся индивидуальные беседы о правилах поведения школьников, их соблюдению, режиме обучения.

В работе с семьей основная роль отводится классному руководителю в общении с родителями, контакта с ними, но при возникновении проблем индивидуальная работа соцпедагога, психолога выходит на первое место. Постоянно под контролем соцпедагога находятся семьи неблагополучные и те учащиеся и их родители, которые состоят на учете. С ними проводится индивидуальная работа, беседы.

В рамках работы по формированию здорового образа жизни согласно плану воспитательной работы в школе проводятся мероприятия по борьбе с вредными привычками. Дни здоровья и спортивные соревнования, проводимые в школе в это время являются важной формой работы за здоровый образ жизни.

Правовая программа "Дети и закон"

Роль правового воспитания в профилактике правонарушений школьников

Система работы по правовому воспитанию учащихся в системе "педагогический коллектив-ученик-родители и общественность" как составная часть воспитательного процесса в школе

Оперативно-профилактическое мероприятие "Твой выбор"

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz